Статьи для начинающих и опытных автомобилистов

17.12.2011

Экстренное торможение

Экстренное торможение - маневр, который приходится предпринимать, когда не хватает времени и расстояния, чтобы тормозить как обычно, поступательно.

Цель маневра - максимально интенсивно, насколько вообще позволяют тормозные способности конкретного транспортного средства, замедлить автомобиль и избежать ДТП.

В такой ситуации водителю необходимо бросить на все свои силы, применить все известные ему традиционные или нетрадиционные приемы торможения. В конечном итоге, от успеха этих средств зависит целостность транспортного средства, водителя и пассажиров.

Техника экстренного торможения, в первую очередь, зависит от:

1) внешних условий;

2) коэффициента сцепления колёс;

3) скорости автомобиля.

Опишем несколько нетрадиционных методов торможения, которые не лишним было бы опробовать на практике (конечно же, на специальной площадке и лучше под контролем автоинструктора (опытный автоинструктор САО, ЗАО и др. районом Москвы и Московской области).

 

Боковое управляемое соскальзывание

При движении под некоторым углом или боком автомобиль довольно быстро сбрасывает скорость,  в этом случае - широкий контакт выступов на протекторе  и других форм грунтозацепов с дорогой.

Для бокового соскальзывания сначала необходимо перейти в управляемый занос, регулируя его угол, можно создать тормозное усилие. А для того, чтобы уйти в управляемый занос:

первый вариант: при низких коэффициентах сцепления из-за льда, снега на повороте резко «газуем» - уходим в занос - сбрасываем газ и, как всегда при заносе, стабилизируем движение, поворачивая в сторону заноса.

второй вариант: выполняется маневр вправо (перед первым поворотом налево), затем резко увеличиваем мощность двигателя и поворачиваем влево.

В результате контрсмещения и следующего за ним поворота возникает вращательный импульс и усиливается из-за пробуксовки.

Поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса, уменьшаем частоту вращения колен. вала двигателя и стабилизируем автомобиль.

третий вариант: резко понижаем передачу передачи с пропуском на дуге поворота.

Прием бокового соскальзывания можно применять при аварийном торможении, если, к примеру, оборван тормозной шланг или если присутствуют какие-то иные механические дефектов.

Есть еще способы начала соскальзывания, например, на автомобиле с передним приводом используется прием «газ-тормоз».

Сложность выполнения приема - необходима высокая скорость руления. Здесь понадобится неплохая подготовка.

 

Снос всех колес (боковое соскальзывание всех колес)

Для этого торможением правой или левой ногой, включением понижающей передачи кратковременно загружаются передние колеса, затем, пользуясь тем же эффектом, резко и круто вводят автомобиль на дугу. Центробежная сила отправляет автомобиль в боковое скольжение, которое и позволяет снижать скорость.

Это довольно сложный маневр из-за кратковременной потери управляемости.

Ступенчатое комбинированное торможение наиболее оптимально для экстренного снижения скорости, однако его выполнение требует тренировки и автоматизма навыков.

Метод заключается в следующем:

1) кладем руки на руль в положении 10 - 2, 9 - 3 (аналогично цифрам на циферблате);

2) переносим правую ногу на педаль тормоза с педали подачи топлива;

3) прикладываем к педали тормоза серию тормозных импульсов,с каждым разом постепенно увеличивая силу и время нажатия, до заблокирования колес;

4) нажимаем на педаль подачи топлива пяткой или боковой частью стопы, «перегазовкой» доводим частоту вращения колен. вала до максимума;

5) выключаем сцепление левой ногой, резким движением правой руки включаем пониженную передачу с короткой паузой в прохождении нейтральной передачи (например, IV - O - пауза - III);

6) включаем сцепление с короткой пробуксовкой во время включения;

7) продолжаем повтор 3, 4, 5, 6-ого действий  с последовательным переключением понижающих передач вплоть до II, а в исключительных случаях и до I.

При совершении экстренного торможения не стоит применять стояночный тормоз, блокировка колес - это путь к развороту автомобиля и неконтролируемому заносу.

 

Другие статьи:

Вождение в гололед

Преимущества инструктора по вождению - женщины

Вернуться к списку статей
Автоинструкторы Москвы
Популярные инструкторы
Отзывов:

ВАЗ 2114 (МКПП)

Hyundai Elantra (АКПП)

Renault LOGAN (МКПП)

Цена за час:
400 - 700 р.


Отзывов:

Ford Focus (АКПП)

Hyundai Elantra (АКПП)

Цена за час:
1000 р.


Отзывов:

Hyundai Getz (АКПП)

ВАЗ 2114 (МКПП)

Цена за час:
700 р.


Отзывов:

Hyundai Getz (АКПП)

Daewoo Nexia (МКПП)

ВАЗ 2110 (МКПП)

Цена за час:
700 р.


Отзывов:

Машина ученика (МКПП)

Машина ученика (АКПП)

Цена за час:
1000 р.


Отзывов:

Hyundai Solaris (АКПП)

Renault LOGAN (МКПП)

Цена за час:
900 р.


Все автоинструкторы